astarta: (george)
[personal profile] astarta
Начала как аудиокнигу, но быстро переключилась на обычный вариант. Очень тревожная книга, роман-эмоция. Собственно, [livejournal.com profile] metrika вот тут очень хорошо и подробно все уже написала, и я была готова к изображенной в романе безнадежности, но все равно читать это страшно. Прежде всего потому, что роман, написанный о событиях столетней давности, не оставляет надежды в будущем ни для кого из героев. И маленькие оступающиеся ножки мальчика Яши, которого ведут прятаться от погрома наверх к соседям, вряд ли убегут потом от тех, кто отправит его в Освенцим.

Житков был человеком нелегкого характера, и в романе отразилось его неоптимистическое мироощущение - удивительно подходящее и к сегодняшнему дню. Автор трогательно внимателен к своим героям на протяжении практически всей книги, ведь почти каждый из них ищет простого понятного житейского счастья, и возникает парадоксальная ситуация, когда герой симпатии не вызывает, но читатель сочувствует ему. Кто-то написал, что это роман о глупости; тогда это роман и о нас с вами, потому что под определенным углом зрения каждый из нас герой Чехова.

У Житкова все известные по советской литературе архетипы (рабочий, барышня-пропагандистка, революционер) выписаны совсем иначе, нежели мы привыкли. Рабочее революционное подполье, которое ему так хорошо было известно с детства, изображено сборищем приблатненных маргиналов; "настоящий" революционер с ласковой улыбкой - безжалостным убийцей. Несколько дней невинно арестованного в участке - девять кругов ада (удивительно, что в советское время об ужасах царской полиции говорилось как-то вскользь).

Один из ключевых моментов романа - кратко изображеная дискуссия интеллигентов о том, кто виноват (ну конечно же!) в сложившейся ситуации. Один из них обвиняет специально все организовавшее правительство, другой говорит о русском народе, который самостоятельно способен на все, что угодно. И ведь об этом до сих пор спорят. Выбирали ли герои свою дорогу? И да, и нет. Роман не только о глупости, он и о закономерностях и о роли случая в жизни человека. Один из героев становится квартальным надзирателем, другой убийцей, третий бомбистом. Дочь банкира влюбляется в рабочего и едет в деревню помощницей доктора, ее подруга связывает свою жизнь со ссыльным. Все это вроде бы происходит закономерно, но всего этого могло бы и не быть, не сложись определенные обстоятельства.

И все-таки финал оставляет возможность перемен к лучшему. Садисты и глупцы убиты, мятущаяся пара соединилась, рожден чистый, безгрешный младенец, и хочется надеяться, что вовсе не наследник своего отца. Но никак нельзя забыть, что пройдет чуть больше десяти лет, и весь этот ненадолго сотрясшийся в 1905 году мир окончательно рухнет, провалится в тартарары, а впереди будут ждать еще более кровавые события.

P.S. Читать может быть нелегко за счет необычного слога Житкова: он не описывает сцену, как романист 19 века, а хаотичными мазками рисует ее.

P.S.S. Кстати, никому из читавших роман не показалось, что в персонаже Башкина использованы некоторые карикатурно изображенные черты Корнея Чуковского?
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

astarta: (Default)
astarta

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
91011121314 15
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 12:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios