astarta: (bat)
[personal profile] astarta
Прочитала книгу Екатерины Юхневой про петербургские доходные дома. Почему-то от таких книг всегда ждешь гораздо большего - мне вот, например, хотелось бы, чтобы в книге были подробных поэтажные планы домов; наверное, кому-то будет мало бытовых описаний или статистических данных. В целом же всего этого понемножку, но довольно информативно. Что касается технической стороны издания, то редактор, похоже, опять ловил ворон - в тексте несколько раз встречаются одни и те же предложения, и это не те случаи, где автор особо хочет подчеркнуть какой-то факт: как например, то, что окна всех жилых комнат всегда выходили во двор.
Традиционное спасибо за рекомендацию книги [livejournal.com profile] r_p

Особенно запомнились несколько вещей:


- до начала 20 века дворяне, не имеющие собственного дома в Петербурге (а таких было немало), по закону не могли участвовать в выборах городского самоуправления, и для того, чтобы не чувствовать себя обойдеными, покупали хотя бы ветхий домик на самой окраине города и получали свое избирательное право. Дореволюционный вариант прописки, ага;

- вообще после 1870 года голосовать и быть избранными имели право граждане всех сословий старше 25 лет, владеющие любым недвижимым имуществом или уплачивающим в казну налоги с купеческой или ремесленной деятельности;

- к концу 19 века 50% состоящих в браке петербургских рабочих жили вне семьи, которая осталась в деревне (цифра впечатляет - масштабы безотцовщины сравнимы с послевоенными годами);

- даже в обеспеченных и именитых семьях многочисленным детям отводилась всего одна комната под детскую, во многих семьях там же спала нянька. В-общем, отпрысков воспитывали строго и особо с их мнением не считались, ставя интересы ребенка на одну ступень с интересами прислуги.


И еще злободневное в тему - Денис Драгунский считает, что по таким книгам о быте и надо учить историю, оставив царей в примечаниях мелким шрифтом. Ну а что могут предложить те, кому математика, например, не дается? :)

Date: 2009-11-11 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Рад, что понравилось.

в тексте несколько раз встречаются одни и те же предложения, и это не те случаи, где автор особо хочет подчеркнуть какой-то факт: как например, то, что окна всех жилых комнат всегда выходили во двор.
И про рекламное клише "дом с лестницей и швейцаром" там раза три упоминается всякий раз как впервые. :)

мне вот, например, хотелось бы, чтобы в книге были подробных поэтажные планы домов
В идеале да, в приложение забацать. Но тогда и издавать всю книгу надо на другом уровне. А типичные планы квартир там всё же есть, с интересом разглядывал.

Date: 2009-11-11 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Да, да - я считаю, автор тут ни при чем, это косяк редактора.
Планы тоже разглядывала, но их так ничтожно мало! У меня возник вопрос - на нижнем плане на странице 271 что это за полукружья в углах комнат, похожие на обозначение винотовых лестниц? Не лестницы точно, и вроде не печи - на втором плане печи изображены иначе, да и не могли они располагаться так хаотично.

Date: 2009-11-11 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Полукружья или окружности? Я грешил на печи, но не особо вдумывался, честно говоря. И впрямь странно.

Date: 2009-11-11 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Окружности с одной незаштрихованной четвертью.

Date: 2009-11-11 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Да, на них и подумал. Не знаю.

Date: 2009-11-12 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
На выходных отсканирую страницу и спрошу в питерских спец. сообществах.

Date: 2009-11-11 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
А при чём математика? Мне вот она тоже не даётся (как и вообще точные науки), но с Драгунским согласен.

Date: 2009-11-11 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Не знаю, по мне история - это прежде всего структура, кристаллическая решетка исторических событий, а потом уже костяк обрастает предпосылками и случайностями, послужившими основой для этих событий.
Как можно второстепенное заполнение ее ячеек рассматривать в первую очередь, не понимаю - даже я, которая в принципе интересуется историческим бытом. А что бы на такое преподавание истории сказал бы мой муж, не могу (вернее, могу, конечно же :)) себе представить :)
Я, кстати, думала, что у вас техническое образование :)

Date: 2009-11-11 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
А, то есть вы в том смысле, что подход Драгунского как раз чересчур "гуманитарен"? Ну да, наверное. Там в комментах юзер seminarist высказал схожую с вашей мысль. Но мне эти точки зрения не кажутся такими уж непримиримыми: да, есть костяк в виде эпох и рубежных дат, но насаживать на него можно не только деяния цезарей, но и главки в духе "повседневная жизнь тогда-то и там-то". Про мелкий шрифт у него полемическое преувеличение, конечно.) Всё же история - дисциплина гуманитарная, а чрезмерное увлечение кристаллическими решётками в идеале приводит к фоменковщине.:)
А какова специальность вашего мужа?

Про техобразование могу воспринимать исключительно как незаслуженный комплимент. :) Спасибо.

Date: 2009-11-12 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Я бы даже не назвала это гуманитарным подходом, скорее каким-то хаотическим, тогда как история - гуманитарная, но все же наука. Мне понравился комментарий про историю, как историю власти на территории, оч. правильно.

Муж - системный аналитик, специальность по диплому не помню, но что-то аналогичное :)

Date: 2009-11-12 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Тут уже возникает извечный вопрос, что считать критериями "научности" применительно к гуманитарным дисциплинам. И Драгунский ведь ничего не говорит о структуре преподавания курса истории, он о том, что есть аспекты (темы, сюжеты), которые традиционно отодвигаются в тень, а должны быть на переднем плане.
История власти - это важно, но исчерпывать этим всю историю неправильно всё-таки.

Date: 2009-11-12 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
По Драгунскому получается, что критерий научности истории должен определяться "Что ели, как готовили, где покупали. Как себя чувствовали женщина и ребенок. Как возник и изменялся русский язык."
Не согласна я :) Не должны быть эти темы на переднем плане, по крайней мере в общеобразовательной школе.

Date: 2009-11-12 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Он приводит варианты наобум, да. Но и за критерий научности их не выдаёт.:) Но почему в раздел учебника, посвящённый России, не знаю, петровской эпохи, не включить главу о быте этой эпохи? "Питание в Швеции XVII века", "Женщины и дети в Византийской империи". Интересно же. Ведь задача преподавания - возбудить у учащихся интерес к предмету, а даты и фамилии никуда не пропадут.
(при том, что я вообще сторонник скорее классического немецко-российского типа обучения - возможно, потому что нет своих детей :))

Date: 2009-11-12 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Я вот помню, что курс школьной истории мы проскакали бешеным галопом, а вышла я из школы, имея дикие пробелы по этому предмету; я тут недавно писала о своем горе-учителе истории, но дело даже не в нем, я учебник честно и исправно читала. А вы предлагаете еще и про питание рассказывать - ввести дополнительные часы для истории или как?
Кроме того, далеко не всем будет интересно про историю с т.з. женщин и детей, это предложение с точки зрения пристрастного человека.

Я не случайно в посте написала про математику - она тоже многим кажется скучной и малоинформативной, ну так и учение - это не компьютерная игрушка.

Date: 2009-11-12 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Не с "точки зрения" женщин и детей, а про них.
У меня тоже по истории пробелы, но советский школьный курс вообще специфичен. В советских учебниках ведь всё-таки были пространные главы про то, "как тогда жили", только политые густейшим марксистским соусом - не просто о жизни крестьян, допустим, а о тяжёлой жизни крестьянства в условиях феодализма и вызревании в массах революционных настроений. Собственно, и впечатление об истории у советского школьника - это и не история быта, но и не вполне череда монархов и войн, а всё больше какие-то мутные потягушки производительных сил и производственных отношений.
Я не знаю, что сейчас пишут в современных учебниках на месте тех разделов, но если очистить их от идеологической шелухи - это уже половина решения проблемы. И никаких дополнительных часов.

Date: 2009-11-12 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Ну для начала надо узнать, есть ли там идеологическая шелуха - я, например, тоже не в курсе :)

Date: 2009-11-11 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nemica.livejournal.com
На инглише такого много, про уклад жизни в разные эпохи, про королевский двор, про жизнь разных сословий и т.п. У нас с этим гораздо хуже дела обстоят.

Date: 2009-11-12 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Да, у меня тоже есть несколько таких книжек на английском :)
У нас сейчас стали по их примеру писать книги типа "жизнь космонавтов при Хрущеве", "жизнь бояр при Иване Грозном", но уже с точке зрения темы они сомнительно выглядят, не читаю.

Date: 2009-11-12 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Спасибо за рекомендацию. Очень люблю такие книжки. Правда некоторыми бываю разочарована.

Date: 2009-11-12 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
А в Москве такие продаются? У нас выходят целыми пачками - про быт Петербурга Серебряного века, про отдельные улицы или районы и т.п.

Date: 2009-11-12 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Ещё как. В крупнейших московских книжных выбор книг о Петербурге лишь немногим уступает выбору книг о Москве в них же и выбору книг о Петербурге в магазинах Петербурга. Та же серия об отдельных улицах от дома к дому представлена довольно широко.

Date: 2009-11-12 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Ну тогда хорошо :) Правда, их в электронном виде не найти, а [livejournal.com profile] metrika, я знаю, предпочитает теперь этот способ чтения.

Date: 2009-11-12 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
:)) Я уже пробежалась по яндексу, увидела, что нету, и отложила на Лабиринте. Соберется несколько книжек, добавлю детских, и закажу.
Хорошо иллюстрированные издания конечно приятнее читать в бумажном виде.

Date: 2009-11-12 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Ну я бы не сказала, что эта книга хорошо иллюстрирована - там, например, нет цветных вкладок, но вообще фотографий и прочих картинок много.

Date: 2009-11-12 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
Да, я как-то про них писала. http://metrika.livejournal.com/132748.html
http://metrika.livejournal.com/170485.html

Про историю улиц тоже очень много.

Date: 2009-11-12 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Да, про эти книги о Москве помню, писали :) Я думала, мало ли, может, в московских магазинах книжек про Питер не продают :) А то у нас про Москву не встречала...

Date: 2009-11-12 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] metrika.livejournal.com
А, вы про питерские спрашивали. Я не поняла. Да, про Петербург тоже много. Но я уже сто лет в книжном магазине не была. Чтобы можно было в руках подержать, повыбирать...

Date: 2009-11-12 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Я все реже захожу - потому что покупать нечего...

Date: 2009-11-12 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Нашёл содержательную критику Юхнёвой (в комментах):
http://palmira.livejournal.com/580127.html

Попутно досталось и Засосову с Пызиным (основания вполне убедительные).

Date: 2009-11-12 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Спасибо, почитаю!
Пызина с Засосовым и я бы покритиковала, даже в контексте бытовой истории у них очень бледненькая книжоночка.

Date: 2009-11-12 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Зато формат личных воспоминаний делает книгу более "живой" и увлекательной (хотя и менее надёжной там, где собственных впечатлений не хватает, это да). Мне особенно интересно было читать про образование в питерских вузах, помню.
А удивляет в их мемуарах больше всего то, как им удалось в советское время написать книгу без единого идеологического реверанса, словно она готовилась сейчас. В стол писали, что ли? Но она, вроде, и опубликована была ещё при советах.

Date: 2009-11-12 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Мне кажется, сейчас принято демонизировать советскую цензуру - вроде как все неидеологизированное вырубалось на корню и поливалось кислотой. На самом деле далеко не так, везде были живые люди, и везде были нюансы :)

Date: 2009-11-12 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Нет, ну я же читал советские исторические и краеведческие книги и вполне представляю предмет. Разумеется, речь не о вырубке на корню, а о нюансах, тем более неизбежных, когда описывается жизнь в царской России: там вставить фразу о безобразиях полицейского режима, сям посетовать на тяготы трудового народа, где-то взять специфический тон и уж, конечно, не забывать время от времени напоминать, что как бы мило ни было тогда, но подлинный рай настал только теперь.

Date: 2009-11-12 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Ну значит, Пызину-Засосову повезло :)

Date: 2009-11-12 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Никому нельзя верить :) Ну ладно - я за приведенные в посте факты спокойна, проверила их по другим источникам :)

Date: 2009-11-12 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
А вот эту не читали?
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4012770/

В её случае зазор между ожидаемым и получаемым ещё сильнее, некоторые разделы почти "слиты". Зато последнее, в чём её можно обвинить - в плохом качестве издания.:) Нижний комментарий на озоновской странице не то чтобы на 100% безоснователен, но всё же несправедливо жёсток.

Date: 2009-11-12 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Нет, не читала, но уже по описанию уже как-то тревожно за свои деньги становится :)
Я читала Успенского, Пызина с Засосовым, просматривала мамины книжки из той же серии, что и "Петербургские доходные дома" - "Петербург Серебряного века", про различные районы города, проспекты и улицы. Но самая полезная из всех в этой серии - "Петербург на север от Невы" (она же выходила еще под одним или двумя названиями): про наш Приморский и соседние Выборгский и Калининский районы, очень интересно про непарадные части города - с исторической т.з. и тут все было насыщенно.

Date: 2009-11-12 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
По описанию "от издателя" или от злобного читателя? :)
Там обилие самых разнообразных иллюстраций, что для популярной книги никак не может считаться недостатком. Потом, та дама жалуется, что-де "настригли цитат из архивов". Ну да, а то эти архивы у всех под рукой.
Про отдельные улицы у меня тоже есть несколько. Но их, конечно, лучше читать, находясь непосредственно на месте. :)

Date: 2009-11-12 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Я до отзывов тогда еще не дочитала :)
Про улицы люблю читать, только если хорошо их знаю, а специально ехать бродить ленюсь :) Вообще, если в первые годы жизни тут гуляла при первой возможности, то сейчас все реже :)

Date: 2009-11-12 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] r-p.livejournal.com
Ну это само собой, синдром местного жителя.) Я тоже до переезда в Москву из Подмосковья гулял по городу чаще, чем теперь. Впррочем, в моём случае это ещё совпало с массированным наступлением лужковщины как раз в те годы - в некоторые районы заходить стало просто противно, настроение потом на недели портится.

Date: 2009-11-12 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Мне очень не хватает того чувства новизны :) Могу проникнуться этим состоянием, только во время прогулок с теми, кто приехал туристом :)

Date: 2009-11-12 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Мерси :)

Profile

astarta: (Default)
astarta

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
91011121314 15
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 19th, 2025 12:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios